Принципы действия автоматического стрелкового оружия

В авто­ма­ти­че­ском ору­жии все опе­ра­ции, свя­зан­ные с пере­за­ря­жа­ни­ем: досы­ла­ние патро­на в патрон­ник, закры­ва­ние кана­ла ство­ла, отпи­ра­ние затво­ра после выстре­ла, извле­че­ние стре­ля­ной гиль­зы и ее уда­ле­ние — осу­ществ­ля­ют­ся за счет энер­гии поро­хо­вых газов. Поэто­му устрой­ство дви­га­те­ля авто­ма­ти­ки во мно­гом опре­де­ля­ет устрой­ство авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия в целом, посколь­ку дви­га­тель пре­об­ра­зу­ет исход­ный вид энер­гии в меха­ни­че­скую энер­гию испол­ни­тель­ных меха­низ­мов.
Для авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия боль­шое зна­че­ние име­ет рас­по­ло­же­ние источ­ни­ка энер­гии по отно­ше­нию к ору­жию. По это­му при­зна­ку мож­но раз­ли­чить два типа авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия: с внеш­ним и авто­ном­ным источ­ни­ком энер­гии.

 

                                                                                                                               

Схе­ма австрий­ско­го 9-мм писто­ле­та Глок 20, авто­ма­ти­ка кото­ро­го рабо­та­ет по прин­ци­пу отда­чи ство­ла с его корот­ким ходом

ОРУ­ЖИЕ с внеш­ним источ­ни­ком энер­гии может с успе­хом при­ме­нять­ся в соче­та­нии с носи­те­ля­ми, обла­да­ю­щи­ми доста­точ­ны­ми запа­са­ми энер­гии. При­ме­ром могут слу­жить 20-мм аме­ри­кан­ские авиа­ци­он­ные пуш­ки “Вул­кан” М 61. Внеш­ний источ­ник энер­гии может быть элек­три­че­ским, меха­ни­че­ским или дру­гим; в опре­де­лен­ных слу­ча­ях ору­жие с внеш­ним источ­ни­ком энер­гии име­ет опре­де­лен­ные пре­иму­ще­ства перед ору­жи­ем с газо­вы­ми при­во­да­ми. И тем не менее авто­ма­ти­че­ское ору­жие с внеш­ним источ­ни­ком энер­гии не полу­чи­ло широ­ко­го рас­про­стра­не­ния из-за основ­но­го его недо­стат­ка: отсут­ствия авто­ном­но­сти и, как след­ствие, уни­вер­саль­но­сти. Поэто­му дви­га­те­ли, рабо­та­ю­щие от внеш­них источ­ни­ков энер­гии, широ­ко исполь­зу­ют­ся в основ­ном в авиа­ци­он­ном авто­ма­ти­че­ском ору­жии в каче­стве вспо­мо­га­тель­ных, слу­жа­щих толь­ко для пере­за­ря­жа­ния ору­жия в слу­чае отка­за (напри­мер осеч­ки) или для ско­рей­ше­го выхо­да на режим.

В каче­стве авто­ном­но­го источ­ни­ка энер­гии в совре­мен­ном авто­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии чаще все­го исполь­зу­ет­ся часть энер­гии поро­хо­вых газов, обра­зу­ю­щих­ся в ство­ле, а допол­ни­тель­ных дви­га­те­лей — пру­жи­ны, как взво­ди­мые за счет той же энер­гии поро­хо­вых газов, так и пред­ва­ри­тель­но взве­ден­ные (пру­жи­ны мага­зи­нов).

И тем не менее облик совре­мен­но­го авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия в боль­шин­стве слу­ча­ев опре­де­ля­ет­ся типом, в первую оче­редь, газо­во­го дви­га­те­ля авто­ма­ти­ки. В зави­си­мо­сти от прин­ци­па дей­ствия суще­ству­ют дви­га­те­ли, исполь­зу­ю­щие энер­гию отда­чи, то есть силу отда­чи поро­хо­вых газов, с отво­дом поро­хо­вых газов из кана­ла ство­ла и исполь­зу­ю­щие реак­цию дви­же­ния пули на ствол. Воз­мож­ны и раз­лич­ные ком­би­на­ции этих прин­ци­пов дей­ствия.

В свою оче­редь, дви­га­те­ли, исполь­зу­ю­щие силу отда­чи, делят­ся на дви­га­те­ли, исполь­зу­ю­щие отда­чу затво­ра, ство­ла и все­го ору­жия.

Дви­га­те­ли, исполь­зу­ю­щие отда­чу затво­ра, могут быть со сво­бод­ным и полу­сво­бод­ным затво­ром, с задерж­кой сво­бод­но­го затво­ра и с выка­том затво­ра.

Дви­га­те­ли, исполь­зу­ю­щие отда­чу ство­ла, могут быть с длин­ным и корот­ким ходом ство­ла.

Спе­ци­аль­ные газо­вые дви­га­те­ли с отво­дом поро­хо­вых газов через газо­от­вод­ное отвер­стие в стен­ке ство­ла, в зави­си­мо­сти от места отбо­ра поро­хо­вых газов могут быть камер­ны­ми, боко­вы­ми и дуль­ны­ми.

Газо­вые дви­га­те­ли могут раз­ли­чать­ся так­же по прин­ци­пу дей­ствия на порш­не­вые и реак­тив­ные.

И здесь целе­со­об­раз­но рас­смот­реть основ­ные систе­мы авто­ма­ти­ки.

Раз­рез запад­но­гер­ман­ской 5,56-мм штур­мо­вой вин­тов­ки G.36, авто­ма­ти­ка кото­рой рабо­та­ет по прин­ци­пу отво­да поро­хо­вых газов из кана­ла ство­ла: 1. Скла­ды­ва­ю­щий­ся при­клад. 2. Фик­са­тор при­кла­да. 3. Фик­са­тор (защел­ка) стволь­ной короб­ки. 4. Опти­че­ский при­цел. 5. Руко­ят­ка для пере­нос­ки. 5а. Воз­врат­но-бое­вая пру­жи­на. 6. Руко­ят­ка для пере­за­ря­жа­ния. 7. Шток газо­во­го порш­ня. 8. Пор­шень. 9. Газо­вая каме­ра. 10. При­лив для креп­ле­ния штык-ножа. 11. Ствол. 12. Пла­мя­го­си­тель. 13. Патрон­ник ство­ла. 14. Бое­вые упо­ры затво­ра. 15. Затвор с затвор­ной рамой. 16. Удар­ник. 17. Мага­зин. 18. Защел­ка мага­зи­на. 19. Затвор­ная задерж­ка. 20. Курок. 21. Фла­жок пере­вод­чи­ка-предо­хра­ни­те­ля. 22. Шеп­та­ло. 23. Писто­лет­ная руко­ят­ка управ­ле­ния огнем

Систе­мы авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия с инер­ци­он­ным запи­ра­ни­ем, они же систе­мы с отда­чей сво­бод­но­го и полу­сво­бод­но­го затво­ра, наи­бо­лее про­сты по устрой­ству. Это обу­слов­ле­но тем, что дан­ные систе­мы явля­ют­ся един­ствен­ны­ми, в кото­рых отсут­ству­ет жест­кое сцеп­ле­ние ство­ла и затво­ра при выстре­ле.

В образ­цах авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия с исполь­зо­ва­ни­ем отда­чи сво­бод­но­го затво­ра затвор во вре­мя выстре­ла оста­ет­ся не сцеп­лен­ным со ство­лом или стволь­ной (затвор­ной) короб­кой, а лишь при­жи­ма­ет­ся к ним уси­ли­ем воз­врат­ной пру­жи­ны. В момент выстре­ла под дей­стви­ем поро­хо­вых газов на дно гиль­зы затвор дви­жет­ся назад, сжи­мая воз­врат­ную пру­жи­ну. При­чем дви­же­ние затво­ра начи­на­ет­ся одно­вре­мен­но с дви­же­ни­ем пули. После выле­та пули затвор про­дол­жа­ет дви­гать­ся назад за счет кине­ти­че­ской энер­гии и извле­ка­ет гиль­зу из кана­ла ство­ла. Из край­не­го зад­не­го поло­же­ния затвор силой воз­врат­ной пру­жи­ны посы­ла­ет­ся впе­ред и досы­ла­ет из мага­зи­на в патрон­ник оче­ред­ной патрон.

На рабо­ту авто­ма­ти­ки это­го типа суще­ствен­но вли­я­ет вели­чи­на мас­сы затво­ра и сила тре­ния гиль­зы о патрон­ник, кото­рая воз­ни­ка­ет в резуль­та­те того, что дав­ле­ни­ем поро­хо­вых газов гиль­за при­жи­ма­ет­ся к стен­кам патрон­ни­ка. Посколь­ку дви­же­ние гиль­зы из патрон­ни­ка начи­на­ет­ся непо­сред­ствен­но в момент вос­пла­ме­не­ния заря­да и тор­мо­зит­ся толь­ко мас­сой затво­ра (отсю­да тер­мин “инер­ци­он­ное запи­ра­ние”), дан­ные систе­мы обла­да­ют боль­шой мас­сой подвиж­ных частей и рас­счи­та­ны на исполь­зо­ва­ние корот­ких писто­лет­ных гильз цилин­дри­че­ской фор­мы со срав­ни­тель­но малой мас­сой поро­хо­во­го заря­да. При­ме­не­ние длин­ной или кони­че­ской гиль­зы может при­ве­сти к раз­ры­ву послед­ней из-за того, что зад­няя часть гиль­зы дви­жет­ся вме­сте с затво­ром, а перед­няя ока­зы­ва­ет­ся в состо­я­нии натя­га с патрон­ни­ком вслед­ствие высо­ко­го дав­ле­ния поро­хо­вых газов в кана­ле ство­ла.

Мно­го­чис­лен­ные попыт­ки изба­вить­ся от это­го недо­стат­ка, напри­мер исполь­зо­ва­ние сма­зы­ва­е­мых патрон­ни­ков, спе­ци­аль­ных про­доль­ных кана­вок в них (так назы­ва­е­мые канав­ки Реве­ли), вос­пла­ме­не­ние заря­да при неко­то­ром недо­хо­де подвиж­ных частей до край­не­го перед­не­го поло­же­ния (выкат затво­ра), широ­ко­го рас­про­стра­не­ния не полу­чи­ли. Поэто­му систе­мы с инер­ци­он­ным запи­ра­ни­ем исполь­зу­ют­ся в основ­ном в писто­ле­тах и писто­ле­тах-пуле­ме­тах, т.е. в таких систе­мах, где исполь­зу­ют­ся писто­лет­ные патро­ны с корот­кой цилин­дри­че­ской гиль­зой: оте­че­ствен­ные писто­ле­ты Мака­ро­ва (ПМ) и Стеч­ки­на (АПС), писто­ле­ты-пуле­ме­ты Дег­тяре­ва (ППД), Шпа­ги­на (ППШ) и Суда­е­ва (ППС), аме­ри­кан­ские М3А1 и “Ингрем” М 10, изра­иль­ский ”Узи”, ита­льян­ский “Берет­та” М 12 и т.д. Суще­ствен­ным поло­жи­тель­ным каче­ством это­го типа авто­ма­ти­ки явля­ет­ся про­сто­та устрой­ства подоб­но­го ору­жия.

Если затвор во вре­мя выстре­ла сцеп­ля­ет­ся со ство­лом и их рас­цеп­ле­ние про­ис­хо­дит под дей­стви­ем дав­ле­ния поро­хо­вых газов на дно гиль­зы, то такой затвор назы­ва­ют полу­сво­бод­ным. На этом прин­ци­пе осно­ва­на, напри­мер, авто­ма­ти­ка аме­ри­кан­ских писто­ле­тов-пуле­ме­тов «Томп­сон» М 1928 и «Рей­зинг» М 50. В авто­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии с исполь­зо­ва­ни­ем в рабо­те систе­мы авто­ма­ти­ки с полу­сво­бод­ным затво­ром затвор так­же начи­на­ет отхо­дить назад вме­сте с гиль­зой с нача­лом раз­ви­тия дав­ле­ния поро­хо­вых газов в ство­ле, одна­ко отход затво­ра тор­мо­зит­ся меха­низ­мом запи­ра­ния вслед­ствие дей­ствия на эле­мен­ты меха­низ­ма боль­ших сил тре­ния и из-за уско­рен­но­го пере­ме­ще­ния отдель­ных дета­лей, свя­зан­ных с затво­ром. Тор­мо­же­ние затво­ра в пери­од его само­от­пи­ра­ния зна­чи­тель­но умень­ша­ет кине­ти­че­скую энер­гию затво­ра, поз­во­ляя при­ме­нять более мощ­ные патро­ны и не уве­ли­чи­вая при этом силь­но мас­су затво­ра. Рабо­та авто­ма­ти­ки систем с полу­сво­бод­ным затво­ром после само­от­пи­ра­ния затво­ра прин­ци­пи­аль­но не отли­ча­ет­ся от рабо­ты авто­ма­ти­ки со сво­бод­ным затво­ром. Одна­ко суще­ствен­ным недо­стат­ком это­го типа авто­ма­ти­ки явля­ет­ся зави­си­мость ее рабо­ты от сил тре­ния и, сле­до­ва­тель­но, от состо­я­ния рабо­чих поверх­но­стей меха­низ­ма запи­ра­ния, что при­во­дит к нена­деж­но­сти дей­ствия меха­низ­мов. Раз­но­вид­но­сти авто­ма­ти­ки с полу­сво­бод­ным затво­ром отли­ча­ют­ся, глав­ным обра­зом, кон­струк­ци­ей меха­низ­мов запи­ра­ния и спо­со­ба­ми тор­мо­же­ния затво­ра.

В насто­я­щее вре­мя полу­сво­бод­ный затвор полу­чил доста­точ­но широ­кое рас­про­стра­не­ние в авто­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии. В част­но­сти, наи­бо­лее удач­ной кон­струк­ци­ей полу­сво­бод­но­го затво­ра счи­та­ет­ся запи­ра­ю­щий меха­низм с роли­ко­вым уско­ри­те­лем в запад­но­гер­ман­ской штур­мо­вой вин­тов­ке G.3. Дав­ле­ние поро­хо­вых газов, воз­дей­ствуя через дно гиль­зы на затвор, сооб­ща­ет запи­ра­ю­ще­му меха­низ­му дви­же­ние назад. Под воз­дей­стви­ем ско­сов на стволь­ной короб­ке роли­ки вкли­ни­ва­ют­ся меж­ду затво­ром и его рамой, застав­ляя послед­нюю дви­гать­ся с уско­ре­ни­ем по отно­ше­нию к затво­ру. Эта кон­струк­ция отли­ча­ет­ся боль­шой про­сто­той. Кро­ме того, малый вес затво­ра и доста­точ­но тяже­лая рама поз­во­ля­ют умень­шить ско­ро­сти дви­же­ния дета­лей авто­ма­ти­ки, сни­зить удар­ные нагруз­ки при откры­ва­нии и закры­ва­нии затво­ра. Но в то же вре­мя необ­хо­ди­мо отме­тить, что исполь­зо­ва­ние полу­сво­бод­но­го затво­ра при доволь­но мощ­ном вин­то­воч­ном патроне 7,62х51 НАТО потре­бо­ва­ло изго­тов­ле­ния кана­вок Ревел­ли в дуль­ной части патрон­ни­ка.
Поми­мо про­сто­ты устрой­ства и непо­движ­но­го ство­ла ору­жие со сво­бод­ным и полу­сво­бод­ным затво­ра­ми обла­да­ет хоро­шей куч­но­стью стрель­бы, кото­рая при оди­ноч­ном огне при­бли­жа­ет­ся к куч­но­сти неав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

Еще одним из эффек­тив­ных спо­со­бов сни­же­ния энер­гии отка­та в ору­жии со сво­бод­ным затво­ром при общем умень­ше­нии самой мас­сы затво­ра явля­ет­ся при­ме­не­ние систем с выка­том затво­ра (т.е. с пред­ва­ри­тель­ным раз­би­ти­ем кап­сю­ля). В этой систе­ме про­цесс выстре­ла начи­на­ет­ся еще до того момен­та, как затвор при­дет в край­нее перед­нее поло­же­ние. При этом основ­ная часть импуль­са отда­чи тра­тит­ся на оста­нов­ку подвиж­ных частей и толь­ко остав­ша­я­ся — на их откат. При равен­стве ско­ро­стей нака­та и отка­та в край­нем перед­нем поло­же­нии энер­гия отка­та умень­ша­ет­ся в четы­ре раза по срав­не­нию с непо­движ­ным к нача­лу выстре­ла затво­ром той же мас­сы. Прин­ци­пи­аль­но систе­мы с выка­том могут быть реа­ли­зо­ва­ны в любой схе­ме ору­жия, где для авто­ма­ти­за­ции исполь­зу­ет­ся энер­гия отда­чи. Одна­ко реаль­ных кон­струк­ций подоб­но­го ору­жия не суще­ству­ет, посколь­ку кон­струк­то­рам до насто­я­ще­го вре­ме­ни так и не уда­лось достичь ста­биль­но­сти их рабо­ты из-за раз­бро­са вре­ме­ни вос­пла­ме­не­ния заря­да в патро­нах.

Систе­мы с исполь­зо­ва­ни­ем для при­во­да авто­ма­ти­ки энер­гии отда­чи подвиж­но­го ство­ла при­ме­ня­ют­ся гораз­до шире систем с отда­чей затво­ра. Это обу­слов­ле­но проч­ным сцеп­ле­ни­ем ство­ла и затво­ра (запи­ра­ни­ем) в тече­ние выстре­ла, высо­кой надеж­но­стью и срав­ни­тель­но низ­ким уров­нем воз­дей­ствия на уста­нов­ку или на стрел­ка, так как откат­ные части боль­шой мас­сы (ствол с затво­ром) заби­ра­ют при отка­те зна­чи­тель­ную часть энер­гии отда­чи. Вме­сте с тем они отно­си­тель­но слож­ны по устрой­ству и чув­стви­тель­ны к внеш­ним усло­ви­ям стрель­бы, напри­мер запы­ле­нию или загу­сте­нию смаз­ки. Темп стрель­бы систем с отда­чей ство­ла, как пра­ви­ло, суще­ствен­но зави­сит от зна­че­ния коэф­фи­ци­ен­та тре­ния и может коле­бать­ся в широ­ких пре­де­лах. Систе­мы с исполь­зо­ва­ни­ем энер­гии отда­чи ство­ла под­раз­де­ля­ют­ся на систе­мы с корот­ким и длин­ным его ходом.

Систе­мы с корот­ким ходом ство­ла (с ходом мень­ше хода затво­ра) харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что откат ство­ла исполь­зу­ет­ся толь­ко для пере­да­чи энер­гии отка­та через уско­ри­тель тяже­ло­му веду­ще­му зве­ну авто­ма­ти­ки, каким обыч­но явля­ет­ся рама про­доль­но-сколь­зя­ще­го затво­ра. Эта систе­ма полу­чи­ла весь­ма широ­кое рас­про­стра­не­ние в авто­ма­ти­че­ском ору­жии — от писто­ле­тов до артил­ле­рий­ских ору­дий сред­не­го калиб­ра. Сре­ди образ­цов авто­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия, отно­ся­щих­ся к этим систе­мам, мож­но выде­лить наи­бо­лее извест­ные: писто­ле­ты — совет­ский Тока­ре­ва (ТТ); немец­кие – «Валь­тер» Р.38 и «Мау­зер» К.96; аме­ри­кан­ский “Кольт” М1911А1; стан­ко­вый пуле­мет “Мак­сим”; немец­кие еди­ные пуле­ме­ты МG.34 и МG.42; аме­ри­кан­ский авто­ма­ти­че­ский гра­на­то­мет МК 19; круп­но­ка­ли­бер­ный пуле­мет Вла­ди­ми­ро­ва КПВ и др.

В систе­мах с корот­ким ходом ство­ла в момент выстре­ла под дав­ле­ни­ем поро­хо­вых газов на дно гиль­зы затвор и ствол отхо­дят назад. Про­дол­жи­тель­ность их сов­мест­но­го хода долж­на быть не мень­ше вре­ме­ни дви­же­ния пули по ство­лу. После выле­та пули дав­ле­ние поро­хо­вых газов пада­ет, ствол натал­ки­ва­ет­ся на огра­ни­чи­тель­ный упор и оста­нав­ли­ва­ет­ся. Затвор, про­дол­жая дви­гать­ся назад, рас­цеп­ля­ет­ся со ство­лом и извле­ка­ет из патрон­ни­ка стре­ля­ную гиль­зу. Из край­не­го зад­не­го поло­же­ния ствол идет впе­ред — либо один под дей­стви­ем сво­ей пру­жи­ны, либо вме­сте с затво­ром.

В боль­шин­стве систем с корот­ким ходом ство­ла для энер­гич­но­го отбра­сы­ва­ния затво­ра от ство­ла в зад­нее поло­же­ние исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные дета­ли или меха­низ­мы — уско­ри­те­ли (уско­ря­ю­щие дви­же­ние затво­ра). Дело в том, что обыч­но ствол име­ет боль­шую мас­су и поэто­му от поро­хо­вых газов, обра­зу­ю­щих­ся при выстре­ле, полу­ча­ет зна­чи­тель­ную кине­ти­че­скую энер­гию. У затво­ра же срав­ни­тель­но малая мас­са и неболь­шой запас энер­гии. Ствол совер­ша­ет корот­кий путь и затра­чи­ва­ет свою энер­гию в основ­ном на удар в зад­нем поло­же­нии. Затвор дви­жет­ся на боль­шем пути, и ему надо иметь боль­ший запас энер­гии, что­бы извлечь гиль­зу, сжать воз­врат­ную пру­жи­ну, дослать новый патрон в патрон­ник и про­из­ве­сти закры­ва­ние ство­ла.

Рычаг-уско­ри­тель в момент рас­цеп­ле­ния затво­ра со ство­лом тол­ка­ет затвор, уско­ряя его дви­же­ние назад. Таким обра­зом уско­ри­тель пере­рас­пре­де­ля­ет кине­ти­че­скую энер­гию подвиж­ных частей — отби­ра­ет часть энер­гии у ство­ла и сооб­ща­ет ее затво­ру, при этом ско­рость дви­же­ния затво­ра уве­ли­чи­ва­ет­ся, а ско­рость дви­же­ния ство­ла замед­ля­ет­ся.
В то же вре­мя в неко­то­рых систе­мах авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия при отно­си­тель­но лег­ком ство­ле авто­ма­ти­ка может не иметь уско­ри­тель­но­го меха­низ­ма (напри­мер совет­ский писто­лет ТТ). Авто­ма­ти­ка, осно­ван­ная на прин­ци­пе исполь­зо­ва­ния отда­чи ство­ла при его корот­ком ходе, не име­ет уско­ри­тель­но­го меха­низ­ма так­же и в том слу­чае, если затво­ру обес­пе­че­на посто­ян­ная кине­ма­ти­че­ская связь со ство­лом. В этом слу­чае ствол и затвор одно­вре­мен­но при­хо­дят в край­нее перед­нее и край­нее зад­нее поло­же­ния. Необ­хо­ди­мо упо­мя­нуть еще и о том, что за счет энер­гии дви­же­ния затво­ра, как пра­ви­ло, и выпол­ня­ет­ся боль­шая часть опе­ра­ций пере­за­ря­жа­ния. В ряде слу­ча­ев для этих целей, глав­ным обра­зом для пере­ме­ще­ния лен­ты с патро­на­ми и пода­чи оче­ред­но­го патро­на в при­ем­ник, так­же исполь­зу­ет­ся энер­гия отда­чи ство­ла.

Авто­ма­ти­ка, дей­ствие кото­рой осно­ва­но на исполь­зо­ва­нии энер­гии отда­чи ство­ла при его корот­ком ходе, широ­ко при­ме­ня­ет­ся в совре­мен­ном авто­ма­ти­че­ском ору­жии, так как обес­пе­чи­ва­ет хоро­шую надеж­ность дей­ствия при доста­точ­но высо­кой ско­ро­стрель­но­сти и неболь­шое дей­ствие отда­чи на ста­нок, уста­нов­ку или пле­чо стрел­ка без при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных амор­ти­за­то­ров. Осо­бен­но широ­ко исполь­зу­ет­ся этот прин­цип дей­ствия авто­ма­ти­ки для стан­ко­вых пуле­ме­тов, круп­но­ка­ли­бер­ных пуле­ме­тов и авто­ма­ти­че­ских пушек.
Что каса­ет­ся систе­мы с отда­чей ство­ла при длин­ном его ходе (боль­ше хода затво­ра), то она име­ет огра­ни­чен­ное при­ме­не­ние из-за низ­ко­го тем­па стрель­бы. Эта систе­ма харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что роль веду­ще­го зве­на авто­ма­ти­ки выпол­ня­ет сам ствол. Все опе­ра­ции по заря­жа­нию ору­жия про­из­во­дят­ся в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти и раз­де­ле­ны по вре­ме­ни. Кро­ме того, откат и накат тяже­ло­го ство­ла про­ис­хо­дят, как пра­ви­ло, с малы­ми ско­ро­стя­ми. Авто­ма­ти­че­ское ору­жие с такой авто­ма­ти­кой обыч­но име­ет низ­кий темп стрель­бы и обла­да­ет боль­шим рас­се­и­ва­ни­ем при стрель­бе, посколь­ку дви­же­ние мас­сив­ных частей и уда­ры их в перед­нем и зад­нем поло­же­ни­ях вызы­ва­ют зна­чи­тель­ные коле­ба­ния ору­жия. В бое­вом ору­жии изве­стен толь­ко один обра­зец — фран­цуз­ский руч­ной пуле­мет Шоша М 1915 с очень низ­ким тем­пом стрель­бы — 240 выстр/мин. Пере­ме­ще­ние длин­но­го и тяже­ло­го ство­ла обу­сло­ви­ло необ­хо­ди­мость надеж­но­го направ­ле­ния его в гро­мозд­ких и тяже­лых направ­ля­ю­щих, что уве­ли­чи­ло мас­су ору­жия. Поэто­му ука­зан­ные недо­стат­ки прак­ти­че­ски исклю­чи­ли при­ме­не­ние клас­си­че­ской схе­мы с длин­ным ходом ство­ла в совре­мен­ном бое­вом ору­жии.

Одна­ко к досто­ин­ствам дан­ной схе­мы отно­сит­ся воз­мож­ность позд­не­го нача­ла выбра­сы­ва­ния гиль­зы — после окон­ча­ния пери­о­да после­дей­ствия, когда дав­ле­ние в кана­ле ство­ла при­бли­зи­лось к атмо­сфер­но­му. Экс­трак­ция гиль­зы про­ис­хо­дит с мини­маль­ны­ми уси­ли­я­ми. Это пре­иму­ще­ство обес­пе­чи­ло широ­кое рас­про­стра­не­ние схе­мы с длин­ным ходом ство­ла в глад­ко­стволь­ном авто­ма­ти­че­ском охот­ни­чьем ору­жии, в кото­ром широ­ко исполь­зу­ют­ся непроч­ные бумаж­ные (кар­тон­ные) гиль­зы.

Систе­мы с отво­дом поро­хо­вых газов через боко­вое отвер­стие в кана­ле ство­ла явля­ют­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми сре­ди всех схем авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия, как стрел­ко­во­го, так и артил­ле­рий­ско­го. Прин­цип дей­ствия таких систем харак­те­ри­зу­ет­ся запи­ра­ни­ем кана­ла ство­ла на весь вну­т­ри­бал­ли­сти­че­ский пери­од, высо­кой надеж­но­стью, менее жест­ки­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к точ­но­сти изго­тов­ле­ния основ­ных узлов и дета­лей по срав­не­нию с систе­ма­ми, исполь­зу­ю­щи­ми отда­чу ство­ла, низ­кой чув­стви­тель­но­стью к усло­ви­ям стрель­бы. В таком ору­жии име­ет­ся спе­ци­аль­ная газо­вая каме­ра, рас­по­ло­жен­ная обыч­но в перед­ней части ство­ла, куда через газо­от­вод­ное отвер­стие в кана­ле ство­ла посту­па­ют поро­хо­вые газы после про­хож­де­ния это­го отвер­стия пулей. Вме­сте с тем отвод поро­хо­вых газов харак­те­ри­зу­ет­ся высо­ким уров­нем воз­дей­ствия (отда­чей) на уста­нов­ку (для пушек) или на стрел­ка (для инди­ви­ду­аль­но­го стрел­ко­во­го ору­жия).

В совре­мен­ном авто­ма­ти­че­ском ору­жии пре­иму­ще­ствен­ное рас­про­стра­не­ние полу­чи­ли имен­но дви­га­те­ли с отво­дом газов через боко­вое отвер­стие в ство­ле. Боко­вые газо­вые дви­га­те­ли обла­да­ют энер­ге­ти­че­ским ресур­сом, доста­точ­ным для полу­че­ния широ­ко­го диа­па­зо­на ско­ро­стей веду­ще­го зве­на авто­ма­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ют надеж­ную ее рабо­ту и поз­во­ля­ют осу­ществ­лять самые раз­но­об­раз­ные кон­струк­тив­ные вари­ан­ты ору­жия в целом. Спе­ци­фи­че­ской осо­бен­но­стью боко­вых газо­вых дви­га­те­лей явля­ет­ся широ­кая воз­мож­ность регу­ли­ро­ва­ния интен­сив­но­сти воз­дей­ствия газов на пор­шень при раз­лич­ных усло­ви­ях стрель­бы (нор­маль­ные усло­вия, запы­ле­ние, дождь, изме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры патро­нов и ору­жия и т. д.). При­ме­не­ние газо­вых регу­ля­то­ров повы­си­ло надеж­ность дей­ствия авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

В авто­ма­ти­че­ском ору­жии с исполь­зо­ва­ни­ем энер­гии поро­хо­вых газов, отво­ди­мых через боко­вое отвер­стие в стен­ке кана­ла ство­ла, подвиж­ный пор­шень, с кото­рым соеди­нен шток затвор­ной рамы или стеб­ля затво­ра, перед выстре­лом нахо­дит­ся в газо­вой каме­ре. Со сто­ро­ны патрон­ни­ка ствол проч­но запи­ра­ет­ся затво­ром. До момен­та про­хож­де­ния пулей газо­от­вод­но­го отвер­стия дета­ли ору­жия оста­ют­ся отно­си­тель­но непо­движ­ны­ми. Во вре­мя выстре­ла, после того как пуля прой­дет газо­от­вод­ное отвер­стие, часть поро­хо­вых газов устрем­ля­ет­ся в газо­вую каме­ру, давит на пор­шень и застав­ля­ет его отхо­дить назад. Дви­же­ние порш­ня пере­да­ет­ся затвор­ной раме. Пока пуля нахо­дит­ся в ство­ле, затвор не отпи­ра­ет­ся, это обес­пе­чи­ва­ет­ся сво­бод­ным ходом затвор­ной рамы. После выле­та пули под дей­стви­ем поро­хо­вых газов затвор­ная рама отпи­ра­ет затвор и дви­жет­ся в край­нее зад­нее поло­же­ние. При этом извле­ка­ет­ся гиль­за и сжи­ма­ет­ся воз­врат­ная пру­жи­на. Сна­ча­ла рама дви­жет­ся под дей­стви­ем поро­хо­вых газов, а затем по инер­ции. При воз­вра­ще­нии под дей­стви­ем воз­врат­ной пру­жи­ны затвор­ной рамы в край­нее перед­нее поло­же­ние про­ис­хо­дит досы­ла­ние патро­на в патрон­ник, закры­ва­ние кана­ла ство­ла и запи­ра­ние затво­ра.

В насто­я­щее вре­мя извест­ны две схе­мы систем с отво­дом поро­хо­вых газов из кана­ла ство­ла:
— с длин­ным ходом порш­ня; с посто­ян­ной свя­зью порш­ня и затвор­ной рамы, в кото­рых пор­шень жест­ко соеди­ня­ет­ся с затвор­ной рамой (авто­ма­ты АК/АК­М/АК-74);
— с корот­ким ходом порш­ня; с непо­сто­ян­ной свя­зью порш­ня и затвор­ной рамы, в кото­рых пор­шень не скреп­лен с затвор­ной рамой (само­за­ряд­ный кара­бин СКС; снай­пер­ская вин­тов­ка СВД).

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ет­ся пер­вая схе­ма, по кото­рой скон­стру­и­ро­ва­ны прак­ти­че­ски все пуле­ме­ты и боль­шая часть авто­ма­тов и штур­мо­вых вин­то­вок. Там же, где име­ет­ся потреб­ность заря­жать ору­жие из обой­мы, исполь­зу­ет­ся вто­рая схе­ма. Пор­шень в этом слу­чае совер­ша­ет неболь­шое дви­же­ние, сооб­щая через тол­ка­тель необ­хо­ди­мую кине­ти­че­скую энер­гию затвор­ной раме и воз­вра­ща­ясь в исход­ное поло­же­ние под дей­стви­ем пру­жи­ны тол­ка­те­ля. Затвор­ная рама в подоб­ных систе­мах явля­ет­ся частью затво­ра и назы­ва­ет­ся стеб­лем затво­ра.

В систе­мах ору­жия, дей­ствие авто­ма­ти­ки кото­рых осно­ва­но на прин­ци­пе отво­да поро­хо­вых газов, обыч­но ство­лы закреп­ля­ют­ся непо­движ­но, одна­ко извест­ны систе­мы авто­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия, в кото­рых для рабо­ты авто­ма­ти­ки исполь­зу­ет­ся отвод поро­хо­вых газов при подвиж­ном ство­ле. По такой схе­ме рабо­та­ет авто­ма­ти­ка чехо­сло­вац­ких пуле­ме­тов ZВ-53 и ZВ-60. При рабо­те авто­ма­ти­ки пуле­ме­та ZВ-53 ствол, отой­дя назад, не задер­жи­ва­ет­ся в зад­нем поло­же­нии и воз­вра­ща­ет­ся неза­ви­си­мо от дви­же­ния затво­ра. При рабо­те авто­ма­ти­ки пуле­ме­та ZВ-60 ствол задер­жи­ва­ет­ся в зад­нем поло­же­нии спе­ци­аль­ной защел­кой и пере­ме­ща­ет­ся впе­ред сов­мест­но с затво­ром после досы­ла­ния патро­на в патрон­ник и при­хо­да затво­ра к ство­лу.

В этой систе­ме обес­пе­чи­ва­ет­ся воз­мож­ность выка­та ство­ла. В каче­стве кон­струк­тив­ных раз­но­вид­но­стей мож­но ука­зать на неко­то­рые ино­стран­ные систе­мы ору­жия, в кото­рых шток под дей­стви­ем поро­хо­вых газов пере­ме­ща­ет­ся впе­ред: фран­цуз­ский стан­ко­вый пуле­мет «Сент-Этьен» М 1907 или кача­ет­ся отно­си­тель­но оси (аме­ри­кан­ский стан­ко­вый пуле­мет Кольт М 1895. Эти систе­мы из-за ряда суще­ствен­ных недо­стат­ков рабо­ты авто­ма­ти­ки в насто­я­щее вре­мя не при­ме­ня­ют­ся, и их кон­струк­тив­ные осо­бен­но­сти в новых образ­цах ору­жия прак­ти­че­ски не исполь­зу­ют­ся.

Авто­ма­ти­че­ское стрел­ко­вое ору­жие зача­стую стра­да­ет неустой­чи­во­стью линии при­це­ли­ва­ния при стрель­бе и тре­бу­ет для умень­ше­ния “под­пры­ги­ва­ния” ору­жия уста­нов­ки раз­лич­ных ком­пен­са­то­ров, выпол­не­ния жест­ких тре­бо­ва­ний к цен­тров­ке ору­жия, уста­нов­ки огра­ни­чи­те­лей тем­па стрель­бы и неко­то­рых дру­гих меро­при­я­тий тех­ни­че­ско­го пла­на. Одна­ко авто­ма­ти­ка, дей­ствие кото­рой осно­ва­но на прин­ци­пе отво­да поро­хо­вых газов в газо­вую каме­ру, обес­пе­чи­ва­ет хоро­шую надеж­ность дей­ствия и поз­во­ля­ет полу­чать высо­кую ско­ро­стрель­но­стъ при доста­точ­но про­стой кон­струк­ции все­го ору­жия с воз­мож­но­стью регу­ли­ров­ки интен­сив­но­сти воз­дей­ствия газов на подвиж­ную систе­му. Поло­жи­тель­ные каче­ства авто­ма­ти­ки это­го типа опре­де­ли­ли ее широ­кое исполь­зо­ва­ние как в оте­че­ствен­ных, так и зару­беж­ных образ­цах авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

Поэто­му систе­мы с отво­дом поро­хо­вых газов, осо­бен­но систе­мы с газо­от­вод­ным дви­га­те­лем, исполь­зу­ю­щие пор­шень, в насто­я­щее вре­мя состав­ля­ют, по самым скром­ным оцен­кам, 60–70 % всех образ­цов авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия состо­я­щих на воору­же­нии армий мира. Напри­мер, совет­ские систе­мы кон­струк­ции М.Т. Калаш­ни­ко­ва — АКМ, АК-74, РПК и ПК; аме­ри­кан­ские вин­тов­ка М16 и еди­ный пуле­мет М60; гер­ман­ская штур­мо­вая вин­тов­ка G.36; ита­льян­ская “Берет­та” BМ59; бель­гий­ская штур­мо­вая вин­тов­ка FN FAL; австрий­ская штур­мо­вая вин­тов­ка AUG; англий­ский руч­ной пуле­мет “Брен” L4А4 и бель­гий­ский руч­ной пуле­мет “Мини­ми”, а так­же мно­гие дру­гие систе­мы само­го раз­лич­но­го назна­че­ния.

При­ве­ден­ные раз­но­вид­но­сти прин­ци­пов рабо­ты авто­ма­ти­ки стрел­ко­во­го ору­жия дале­ко не исчер­пы­ва­ют все­го раз­но­об­ра­зия прин­ци­пов, кото­рые исполь­зо­ва­лись при созда­нии образ­цов авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия и пред­став­ля­ют в насто­я­щее вре­мя лишь исто­ри­че­ский инте­рес.

Что каса­ет­ся дру­гих прин­ци­пов исполь­зо­ва­ния энер­гии выстре­ла (отвод газов через надуль­ные устрой­ства или дно гиль­зы; систе­мы, исполь­зу­ю­щие силу вре­за­ния пули в наре­зы; систе­ма с отда­чей ору­жия в целом и дру­гие), то они прак­ти­че­ски не полу­чи­ли широ­ко­го рас­про­стра­не­ния и извест­ны либо в каче­стве опыт­ных или мало­се­рий­ных образ­цов, либо из патент­ной инфор­ма­ции.

В заклю­че­ние необ­хо­ди­мо отме­тить, что воз­мож­но при­ме­не­ние сра­зу несколь­ких дви­га­те­лей авто­ма­ти­ки в одной систе­ме. Речь идет о систе­мах сме­шан­но­го типа, т.е. исполь­зу­ю­щих при рабо­те авто­ма­ти­ки два и более прин­ци­пов отбо­ра энер­гий выстре­ла, и об ору­жии с внеш­ним при­во­дом.

Выде­ле­ние систем сме­шан­но­го типа в осо­бый класс авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия пред­став­ля­ет­ся неце­ле­со­об­раз­ным по той при­чине, что для про­из­вод­ства опе­ра­ций — пере­за­ря­жа­ния — исполь­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, один из прин­ци­пов при­во­да авто­ма­ти­ки, а вто­рой пред­на­зна­ча­ет­ся для выпол­не­ния вспо­мо­га­тель­ных функ­ций. Так, в уже упо­ми­нав­шем­ся ранее чехо­сло­вац­ком стан­ко­вом пуле­ме­те ZВ-53, кото­рый обыч­но рас­смат­ри­ва­ет­ся в каче­стве клас­си­че­ско­го при­ме­ра систем сме­шан­но­го типа, при­во­дом авто­ма­ти­ки явля­ет­ся отвод поро­хо­вых газов, а отда­ча ство­ла исполь­зу­ет­ся толь­ко для сни­же­ния уров­ня воз­дей­ствия на уста­нов­ку, обес­пе­чи­вая плав­ную рабо­ту меха­низ­ма пере­за­ря­жа­ния. Отвод поро­хо­вых газов исполь­зу­ет­ся для рабо­ты газо­во­го накат­ни­ка, воз­вра­ща­ю­ще­го ствол в исход­ное поло­же­ние и сни­жа­ю­ще­го удар­ное воз­дей­ствие ство­ла на короб авто­ма­ти­ки.

Что каса­ет­ся систем с внеш­ним при­во­дом, то они не попа­да­ют под клас­си­че­ское опре­де­ле­ние авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия, так как энер­гия выстре­ла не исполь­зу­ет­ся в них для выпол­не­ния опе­ра­ций пере­за­ря­жа­ния. Очень часто такое ору­жие назы­ва­ют меха­ни­зи­ро­ван­ным. Тем не менее подоб­ные систе­мы вполне могут рас­смат­ри­вать­ся в клас­си­фи­ка­ции авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия в каче­стве осо­бо­го клас­са. Осно­ва­ни­ем для это­го, несмот­ря на суще­ствен­ные раз­ли­чия, могут слу­жить сле­ду­ю­щие фак­то­ры: одно­об­раз­ные под­хо­ды в кон­стру­и­ро­ва­нии меха­низ­ма пере­за­ря­жа­ния — глав­ной под­си­сте­мы авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия; иден­тич­ные спо­со­бы бое­пи­та­ния; веде­ние огня штат­ны­ми бое­при­па­са­ми, оди­на­ко­вы­ми и для образ­цов авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия; одно и то же назна­че­ние с точ­ки зре­ния бое­во­го при­ме­не­ния; ана­ло­гич­ные кри­те­рии, опре­де­ля­ю­щие эффек­тив­ность стрель­бы.

Клас­си­че­ским при­ме­ром авто­ма­ти­че­ско­го ору­жия с внеш­ним при­во­дом (элек­тро­дви­га­те­лем или гид­ро­при­во­дом) может послу­жить аме­ри­кан­ская 6-стволь­ная авиа­ци­он­ная пуш­ка “Вул­кан” М 61.

 

Сер­гей МОНЕТ­ЧИ­КОВ

КАТЕГОРИИ
Вернуться к статьям